Республика Карелия,
г. Петрозаводск, ул. Энгельса, 25
Карта проезда

Телефон:(814 2) 77-29-28

Новости

Компания «КСМ» успешно завершила ремонт уникального объекта

06.06.2017

Беломорско-Балтийский канал, построенный в 1933 году по сей день является важной для экономики России водно-транспортной артерией. Канал представляет собой сложную систему, состоящую из шлюзов, дамб, плотин и водоспусков. За более чем 80-летнюю историю все гидротехнические сооружения подвергались реконструкции. На протяжении последних 14 лет активное участие в реконструкции объектов ББК принимает крупнейшая строительная компания республики - «Карелстроймеханизация». В далёком 2003 году специалисты «КСМ» впервые зашли на объект ББК — шлюз №10. С тех пор, в прямом и переносном смысле, много воды утекло. В послужном списке компании работы на одиннадцати шлюзах и двух плотинах. Одна из них – переливная плотина №23, без преувеличения, объект уникальный.

Плотина № 23 находится на территории шлюза № 11 Беломорско-Балтийского канала в районе поселка Надвоицы. Уникальность плотины заключается в том, что её несущие элементы выполнены из дерева, наклонные деревянные ряжи заполнены камнем. Гидросооружений с такой конструктивной характеристикой в мире осталось всего два! Второе находится в Канаде, но по своим габаритам оно значительно уступает плотине №23 Беломорско-Балтийского канала.

Для своего времени сооружение было прогрессивным, особенно с учетом крайне сжатых сроков строительства и отсутствия необходимых материалов – цемента и металла, которые приходилось заменять на имеющиеся в республике дерево и камень. Плотина была введена в эксплуатацию в 1938 году и с тех пор практически не ремонтировалось. Но время и вода сделали своё дело, в гидросооружении образовались проломы, требующие срочного аварийного ремонта, который и был успешно проведён специалистами «КСМ». За ним последовал текущий ремонт. Проектную документацию на аварийный и текущий ремонт подготовила московская компания ООО «ЭЦБ ГТС «Гидротехэкспертиза», имеющая огромный опыт работ по гидротехническим сооружениям.

«Несмотря на всю уникальность этого объекта, сохранить его функциональность на длительный период, к сожалению, невозможно», - рассказал руководитель проекта компании «КСМ» Михаил Константинов. «Текущий ремонт выполнялся лишь для того, чтобы сохранить плотину в рабочем состоянии, пока готовится проект новой. Мы провели работы по устройству настила как на напорной, так и на сливной стороне. Настил выполнен из сосновых досок, уложенных в определённом направлении, чтобы не создавать помех потоку воды. Реконструкция плотины – проект непростой. Первая сложность была в том, что полная картина предстоящей нам работы стала ясна лишь после того, как мы зачистили всю необходимую площадь для ремонта, убрали все развалившееся части. В результате первоначальный проект потребовал корректировки. Совместными усилиями заказчика, проектировщика и с подачи технических решений подрядчика были найдены оптимальные решения, которые позволили выполнить работы в сложных зимних условиях. Другая сложность - когда строится новая плотина, используется определённая технология, а когда нужно отремонтировать отдельный участок, то довольно сложно подойти к тому образу и подобию, как было сделано изначально. И ещё одна сложность — сливная сторона расположена так, что ни одному из механизмов туда не добраться, мы почти полностью использовали там ручной труд. Особо отмечу, что плотина №23 – сооружение большое, длина составляет 104 метра, а высота напора воды более 10 метров.»

Ввод объекта осуществлялся в три этапа. Первая комиссия, состоявшаяся 27 апреля, определила готовность гидросооружения к принятию напора. Вторая рабочая комиссия, 11 мая, подтвердила функциональность строения после принятия напора. Третья заключительная рабочая комиссия, 19 мая, подписала акт ввода объекта в эксплуатацию. В комиссиях приняли участие представители заказчика, проектировщиков и подрядчика.

С одной стороны, сохранение первоначального облика знаменитого гидросооружения немаловажно для истории. С другой стороны, Беломорско-Балтийский канал – это действующий водный путь, транспортная артерия страны, поэтому обеспечение бесперебойной работы его шлюзов и плотин есть реальная необходимость, в которой компания «КСМ» принимает активное участие.

Перейти в архив новостей