Республика Карелия,
г. Петрозаводск, ул. Энгельса, 25
Карта проезда

Телефон:(814 2) 77-29-28

Статьи о нас

В предчувствии обновления

10.11.2008
Журнал "Эксперт Северо-запад"

 

Глава крупнейшей в Карелии строительной компании убежден, что кризис не только не повредит отрасли, но и поспособствует ее развитию

Ряд крупных строительных и девелоперских компаний объявили о замораживании ранее утвержденных проектов, сокращении штатов и социальных программ. Некоторые даже сочли необходимым попросить помощи у региональных властей. Однако далеко не все работающие в строительном комплексе считают, что «его грядущее иль пусто, иль темно». Генеральный директор крупнейшей в Карелии строительной компании «Карелстроймеханизация» Николай Макаров убежден: кризис не только не повредит отрасли, но будет весьма полезен ее развитию.

Три ноги

– Неужели ваша компания не ощутила влияния кризиса?

– Пока предприятия отрасли еще просто не успели реально пострадать. Объективно ситуация такова: рынок недвижимости не повалился, цены на нем что в столице, что в регионах сохраняются на прежнем уровне. Точнее, у нас цена квадратного метра сейчас даже более стабильна, чем в Москве или Санкт-Петербурге, поскольку практически никто в Карелии не покупает жилье с инвестиционными целями. Наоборот, в сентябре-октябре на первичном рынке отмечено оживление продаж: люди, имеющие деньги, посчитали необходимым срочно прикупить квадратных метров.

Другое дело, что снижения спроса, вызванного отказом большинства банков в выдаче различных кредитов, не избежать. И что зарождающиеся сейчас проблемы, безусловно, отразятся на завтрашней инвестиционной деятельности. Отсутствие средств, отсутствие спроса, отсутствие дольщиков, финансовая слабость большинства застройщиков – все это повлечет за собой спад строительной активности. Думаю, в 2009−2010 годах неизбежен некоторый провал.

– И как собираетесь пережить сложные времена?

– Что касается непосредственно «Карелстроймеханизации», то мы трудные времена рассчитываем пережить относительно безболезненно. Деятельность компании диверсифицирована, на долю жилищного строительства в общем производственном объеме приходится примерно 30%, остальные 70% обеспечивают промышленное и дорожное строительство.

Поэтому спад объемов в жилищном секторе мы в состоянии компенсировать за счет строительства дорог, участия в реконструкции магистралей и гидросооружений в Ленинградской области, за счет промышленного строительства. В текущем году индекс промышленного производства в нашей компании, несмотря на кризис, остался на уровне прошлого года – порядка 150%. Но в будущем году ожидается снижение инвестиционных программ и в целом по республике, и у отдельных серьезных заказчиков. Будем принимать меры, главным образом – в сфере управления издержками.

– Ужесточение условий банковского кредитования сказывается на деятельности компании?

– Обычно мы справляемся за счет собственных оборотных средств. В отдельных случаях, когда заказчики по тем или иным причинам не могли рассчитаться вовремя, случались кассовые разрывы, вот эти-то бреши мы и прикрывали небольшими краткосрочными заимствованиями. Сейчас, конечно же, возникает тотальная опасность, что заказчик, клиент, может оказаться неплатежеспособным, но нам, считаю, и в этом повезло: партнеры КСМ – солидные компании и банки с высоким рейтингом. Впрочем, все мы переживали и куда более трудные времена. Расточительность как-нибудь переживем.

– Расточительность?

– Последние годы российская экономика находилась в довольно комфортных условиях. Но сколько можно использовать конъюнктуру внешнего рынка? Думаю, в кризисе, безусловно, есть полезные моменты. Он заставит переосмыслить многие вещи, заставит думать над эффективностью работы, над эффективностью управления, над улучшением качества, над снижением издержек. Возможно, он наконец-то подвигнет нас действительно заниматься инновациями. Не заклинаниями «Инновации! Инновации!», а реальным выпуском хороших товаров повседневного спроса.

Все сказанное относится, конечно, и к строителям. Мы получаем за свой продукт неплохую цену, хотя сам продукт по качественным характеристикам очень далек от того, который делают финны или немцы. Даже если по качественным параметрам продукт такой же, то издержки больше, культура производства ниже. Казалось бы, все необходимое есть: машины, механизмы, люди, технологии, а главного нет. Вот что досадно.

На качелях

- Три года назад, когда стартовал национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», Николай Макаров скептически заявил, что в России ипотеки как таковой нет, а есть обычный банковский потребительский кредит на жилищные нужды. Не изменил он своего мнения и поныне.

– Каков важнейший признак ипотеки? Человек въезжает в купленное им жилище и постепенно выплачивает его стоимость, причем залогом выступает само жилище. В России же человек вносит средства для участия в долевом строительстве, квартиры как таковой нет, и по этой причине она не может служить залогом.

На Западе работает совсем другая схема – там строят сами застройщики и потом реализуют готовое жилье. В России это невозможно не столько по причине маломощности застройщиков. Есть, конечно, и у нас строительные компании, у которых достаточно собственных средств и сложились хорошие отношения с банками. По другой причине невозможно – по причине непредсказуемости условий, в которых работает отечественный бизнес. Правила игры постоянно меняются. Поэтому наши застройщики предпочитают взять деньги у населения и строить за счет будущих новоселов. По сути, строители берут у населения беспроцентный кредит.

– Так ли уж важно, как называется финансовый инструмент? Главное, чтобы был эффект.

– Кредитование и финансовая поддержка населения – это всего лишь малая часть программы обеспечения граждан комфортным и доступным жильем. Гораздо важнее сбалансировать предложение и спрос, иначе неизбежно то, что мы получили в 2006 году: спрос резко превысил предложение, отчего пошел колоссальный рост цен при довольно низком качестве строительства. Цены подскочили, застройщики получили хорошую маржу. Потом бурный спрос, порожденный предоставлением ипотечных кредитов, иссяк, а цены на стройматериалы, наоборот, пошли в гору. Поскольку не принято никаких стимулирующих мер по производству стройматериалов, то цемент подорожал в течение года в три раза, металл – в два с лишним раза, и т.д.

В результате прибыль у строителей стала уже невелика, а это очень плохо. Плохо не тем, что невелика, а тем, что непостоянна – скачет. Скачков строителям не надо. Им бы стабильную, пусть и небольшую, прибыль, ровное поступательное движение, гарантирующее уверенность в завтрашнем дне. «Качели» вредны для всех – для поставщика услуг, для потребителя… Все это – следствие того, что страна вошла в нацпроект «Доступное жилье» неподготовленной.

– В чем, на ваш взгляд, просчеты нацпроекта?

– Начать следовало с мониторинга потребностей населения в жилье по каждой территории. Обозначить задачи региона в сфере жилищного строительства: сколько жилья хотелось бы иметь и в какие сроки, сколько для этого необходимо квадратных метров построить, а сколько – капитально отремонтировать. Каждый регион выстраивает свою социально-экономическую политику сам, может быть, при поддержке Федерации. Далее в зависимости от собственных экономических возможностей регионы корректируют свои желания. Иными словами, производят полную инвентаризацию ресурсов: что территория может построить за счет регионального бюджета, сколько сможет получить из бюджета федерального (например, на расселение ветхого жилфонда) и т.д.

Минстрой или Министерство регионального развития должны обработать данные из регионов и определить реальную потребность в ресурсах для реализации нацпроекта по всем позициям: цемент, металл, деревянные конструкции, кирпич, щебень, трудовые ресурсы. Следующий этап – новая инвентаризация, но уже на предмет того, что имеем свое, а что будем замещать импортом.

Так, производство цемента требует огромного количества электроэнергии, все попытки развивать эту подотрасль может застопорить энергодефицит. Значит, или цемент придется импортировать, или расширять собственные генерирующие мощности, для чего, разумеется, понадобятся не только деньги, но и время. И следует в каждом конкретном случае посчитать, что стране выгоднее. Словом, подготовка и реализация национального проекта, коли уж ему был присвоен подобный статус, требовала от федеральных органов власти колоссальной подготовительной работы. А этого сделано не было.

Расширяя границы

- Однако есть очень серьезная проблема – сегодня уже практически негде строить. В Петрозаводске все территории, имеющие инженерные коммуникации, застроены, что называется, под завязку. Новостройки вклинивают в исторические кварталы, нарушают архитектуру города, поглощают скверы, спортивные, детские площадки. Обустройство инженерной инфраструктуры на необжитых площадках требует колоссальных затрат. В частности, чтобы подготовить инфраструктуру для микрорайона Древлянка-2 в столице республики, нужно более 2 млрд рублей, при том что региональный бюджет составляет 18 млрд рублей.

Ни одному застройщику это не под силу. Не под силу также ни городу, ни республике. Инженерные коммуникации должны быть заботой федеральных властей, поскольку именно федеральный бюджет аккумулирует национальные ресурсы, «выжимая» регионы. Российская Федерация с ее стабильно профицитным бюджетом обязана помочь регионам в обустройстве инженерных сетей.

– Помочь безвозмездно?

– В прямых инвестициях или в долгосрочных кредитах. Не в этом суть. Суть в том, что это задача государственная и она не была решена. Впрочем, есть надежда, что за нее все-таки возьмутся. На днях Владимир Путин заявил, что выделяется 20 млрд рублей из федерального бюджета на улучшение жилищных условий военнослужащих. А дальше он сказал так: «И для поддержки строителей». Это замечательно. Вообще, я должен заметить, что российское правительство стало оперативно реагировать на вызовы. В минувший понедельник было 20−е число, то есть время платить НДС. А как платить, если кризис усилил кассовый разрыв, а банки опустили шлагбаум? И правительство приняло решение моментально – платежи на три месяца растянуть. Такого еще не было в новейшей российской истории. Хотелось бы, чтобы так же правительство реагировало и на более насущные вызовы.

– Какие, например?


– Дороги и жилье – вот во что нужно инвестировать в условиях кризиса. Если вдруг обозначенные по строительству транспортной инфраструктуры федеральные инвестиционные программы начнут урезать, ссылаясь на кризис, то это, на мой взгляд, будет полным непониманием ситуации.

– Где проще строить – в Петрозаводске или Москве?

– С точки зрения технологии, возведения конструкции здания строить везде одинаково. По обеспечению материалами – тоже  одинаково. С кадрами, по всей видимости, в Москве и Санкт-Петербурге сложнее, потому что там огромные объемы, своих рабочих не хватает, приходится гастарбайтеров нанимать. А это всегда проблемы – и с квалификацией работников, и социальные.

С другой стороны, в столицах строителям комфортнее, потому что там платежеспособность населения много выше, там рентабельность строительства гораздо больше. И в Москве, и в Петербурге жилищное строительство во многих случаях инструмент сбережения и приумножения средств граждан.

Понятно, что общим для всех строителей станет сложный 2009 год. Но я надеюсь, что кризис сослужит добрую службу: повысится качество строительных работ, мы начнем заниматься издержками, а власть – создавать условия для более масштабного строительства.

Наталья Владимирская

Перейти в архив новостей