Республика Карелия,
г. Петрозаводск, ул. Энгельса, 25
Карта проезда

Телефон:(814 2) 77-29-28

Статьи о нас

Бизнес и его ответственность

25.06.2008
газета "Губерния"

Тема социальной ответственности бизнеса в последнее время все чаще поднимается в обществе. Общепринятого определения «социальной ответственности» бизнеса не существует, что дает возможность трактовать этот термин каждому по-своему. В большинстве случаев под ним понимается своевременная выплата зарплаты и уплата налогов, производство качественной продукции, реже - забота о сотрудниках, предоставление им льгот и гарантий, и уж совсем немногие знают, что это ещё и благотворительность и спонсорство, участие бизнеса в социальных проблемах города или целого региона. Можно сказать, что социальная ответственность бизнеса - это его влияние на общество. И это не правило, а этический принцип.


В высокоразвитых странах политика социальной ответственности - неотъемлемая часть деятельности компании. У нас, к сожалению, в большинстве случаев, отношения власти с бизнесом сводятся к тому, что власть подталкивает бизнес оказывать спонсорскую помощь тем или иным общественно-культурным мероприятиям. И получается такое добровольно-принудительное участие, которое не имеет ничего общего с общемировым понимаем социальной ответственности. Бизнесмены, дело которых твердо стоит на ногах, прекрасно понимают, что, распространяя свой успех на другие сферы, они могут укрепить свой собственный статус и статус своего предприятия.

И даже неловко ставить в заслугу руководителям предприятий своевременную выплату достойного материального поощрения своим работникам и уплату налогов, это тот обязательный минимум, который является само собой разумеющимся для серьёзного, уважающего себя бизнесмена. В конце концов, если не будет достойных доходов и рабочих мест с подобающими условиями труда, то о какой ответственности можно говорить? Обязательства перед своими сотрудниками должны быть на высоком уровне. Элементарный вопрос - кто завтра будет работать на предприятии - издерганные, ни во что не верящие люди или уверенные в себе благополучные работники? Для серьезного бизнеса это принципиально. Или вопрос, кому завтра будет нужна твоя продукция, кто сможет ее купить - нищее, едва сводящее концы с концами население? Благополучная окружающая среда - это необходимое условие нормального функционирования бизнеса. Через осознание и публичное подтверждение своей ответственности перед обществом компании имеют возможность дать понять акционерам, потребителям, заказчикам, государству, что они достигли в своем развитии определенного уровня зрелости, при котором способны заниматься не только непосредственно извлечением прибыли, но и брать на себя часть коллективной ответственности за окружающую действительность. В конце концов, они здесь творят и зарабатывают деньги.

Другое дело, готов ли бизнес вносить вклад в развитие общества сверх этого обязательного минимума. Общественность в целом настроена достаточно скептически к способности компаний быть социально ответственными, что во многом связано с недостатком информации о социальной деятельности бизнеса. СМИ мало говорят о благих деяниях компаний, о благодарности предпринимателям от общественных организаций. Такая информация приравнивается к рекламе. Телевидение снимает сюжеты о ярких культурных мероприятиях так, чтобы в поле зрения видеокамер не попала символика компаний-спонсоров, газеты не публикуют на бесплатной основе искреннюю благодарность спонсорам различных мероприятий от организаторов этих самых мероприятий. А могут ли школа, школа-интернат, детский сад или дом престарелых заплатить немалые, заметим, суммы, чтобы опубликовать благодарственные слова компании, которая оказала им такую нужную благотворительную или спонсорскую помощь. Вот и получается, хочешь рассказать о своих добрых делах - плати и рассказывай. А ведь рассказать хочется не для того, чтобы себя похвалить, а для того, чтобы не складывалось впечатление, что социальной ответственности у бизнеса нет, чтобы люди знали, что всё больше и больше бизнес ориентируется на них, на простых людей, вносит свой весомый вклад в социально-культурное развитие города и республики, чувствует свою ответственность перед обществом. И может быть, рассказывая о тех, кто по велению души помогает детям и старикам, поддерживает творческие коллективы и спортивные команды, участвует в культурной жизни республики, средства массовой информации подтолкнут многих руководителей - бизнесменов как минимум задуматься, а что я делаю для своих работников и для своих сограждан.

От слов к делу

В нашей республике есть примеры социальной ответственности, когда бизнес в лице предприятий, компаний, частных предпринимателей помогает не потому, что его заставляет власть, а потому что понимает - так нужно.

Одной из компаний, уделяющих большое внимание социальной ответственности бизнеса, является закрытое акционерное общество «Карелстроймеханизация». ЗАО «КСМ» оказывает спонсорскую помощь большинству городских мероприятий. Компания участвует и в культурной, и в образовательной, и в спортивной жизни города. Она традиционно поддерживает такие замечательные ежегодные праздники, как конкурс фигур из песка «Петрозаводские дюны» в рамках празднования «Дня города», фестиваль «Парадигма», «Кижи - мастерская детства», «Эпосы народов мира в гостях у «Калевалы», «Онежская регата», является спонсором гордости города - праздника «Гиперборея». Ни один республиканский конкурс «Учитель года» не прошёл без участия и поддержки ЗАО «Карелстроймеханизация», что и не удивительно. «Профессия учителя - это профессия №1 во всём мире, - считает генеральный директор компании Николай Иванович Макаров. - Дети - это наше будущее, а образованные и воспитанные дети - наше достойное будущее». На протяжении 14 лет компания в сотрудничестве с Карельским филиалом Российского Фонда культуры выплачивает именные стипендии одарённым детям. Уже девятый год ЗАО «КСМ» принимает активное спонсорское участие во вручении премий «100 лучшим лицеистам» Лицея №1 в г. Петрозаводске. Компания активно сотрудничает и с другим учебным заведением - Петрозаводским государственным университетом: руководство ЗАО «КСМ» учредило несколько именных стипендий лучшим студентам строительного факультета, разработало систему поощрения преподавателей. В конце мая благодаря стараниям ЗАО «Карелстроймеханизации» и МВД Карелии в школе-интернате №22 был открыт зал безопасности дорожного движения «Примерный пешеход», где ребята смогут в игровой форме ознакомиться с правилами поведения на дорогах.

Нередко руководство ЗАО «Карелстроймеханизация» оказывает благотворительную помощь обычным жителям города, оказавшимся в сложной жизненной ситуации или нуждающимся в дорогостоящем лечении.

Можно долго перечислять заслуги ЗАО «КСМ», в полной мере демонстрирующие социальную ответственность компании. Тем более, что она имеет место и внутри коллектива организации. Старшее поколение, стоящее у истоков треста «Строймеханизация» не зря гордится своим предприятием. Руководство ЗАО «Карелстроймеханизация» относится к ним с большой заботой, помогает и в лечении, и в организации праздников, и просто всегда о них помнит, что, согласитесь, тоже немаловажно. В компании разработана и действует система мер поддержки и материального поощрению ветеранов войны и труда.

«Сила нашего коллектива в преемственности поколений, - говорят ветераны компании. – И старшее поколение, стоящее у истоков треста «Строймеханизация», твердо уверено, что все хорошие, добрые традиции, в том числе и оказание внимания к ветеранам войны и труда сохранятся и будут приумножены в жизни нынешних сотрудников компании».

За прошлый год на спонсорскую и благотворительную помощь компанией было потрачено более полутора миллионов рублей. В текущем году эта сумма будет значительно больше.

ЗАО «Карелстроймеханизация» обладает уникальной способностью увязывать свою деятельность со сложной задачей улучшения качества жизни людей. Вся деятельность ЗАО «КСМ» пронизана стремлением поставить человека и общество во главу угла. И не может не радовать, что таких компаний, которые на не лозунгах, а на деле подтверждают статус социально ответственных в нашей республике с каждым годом становится всё больше. А значит, у наших популярных средств массовой информации достаточно приятных тем для статей и сюжетов...
 
 

Отдел маркетинга и развития бизнеса ЗАО "Карелстроймеханизация"

Перейти в архив новостей